...Как же делается стих?
Предшествующая поэтическая работа ведется непрерывно.
Хорошую поэтическую вещь можно сделать к сроку, только имея большой
запас предварительных поэтических заготовок. Все эти заготовки сложены в голове, особенно трудные – записаны.
Способ грядущего их применения мне неведом, но я знаю, что применено
будет все.
На эти заготовки у меня уходит все мое время. Я трачу на них от 10 до
18 часов в сутки и почти всегда что-нибудь бормочу. Сосредоточением на этом
объясняется пресловутая поэтическая рассеянность.
«записная книжка» - одно из главных условий для делания настоящей
вещи.
Об этой книжке пишут обычно только после писательской смерти, она
годами валяется в мусоре, она печатается посмертно и после «законченных
вещей», но для писателя эта книга – все.
У начинающих поэтов эта книжка, естественно, отсутствует, отсутствует
практика и опыт. Сделанные строки редки, и поэтому вся поэма водяниста,
длинна.
Поэт каждую встречу, каждую вывеску, каждое событие при всех условиях
расценивает только как материал для словесного оформления.
Раньше я так влезал в эту работу, что даже боялся высказать слова и
выражения, казавшиеся мне нужными для будущих стихов, - становился мрачным,
скучным и неразговорчивым.
... Все стихи, которые я писал на заданную тему при самом большом душевном
подъеме, нравившиеся самому при выполнении, все же через день казались мне
мелкими, несделанными, однобокими. Всегда что-нибудь ужасно хочется
переделать.
Поэтому, закончив какую-нибудь вещь, я запираю ее в стол на несколько
дней, через несколько вынимаю и сразу вижу раньше исчезавшие недостатки.
Заработался.
Даже готовя спешную агитвещь, надо ее, например, переписывать с
черновика вечером, а не утром. Даже пробежав раз глазами утром, видишь много
легко исправляемого. Если перепишите утром – большинство скверного там и
останется. Умение создавать расстояния и организовывать время (а не ямбы и
хореи) должно быть внесено как основное правило всякого производственного
поэтического учебника.
...Я хожу, размахивая руками и мыча еще почти без слов, то укорачивая
шаг, чтоб не мешать мычанию, то помычиваю быстрее в такт шагам.
Так обстругивается и оформляется ритм – основа всякой поэтической
вещи, приходящая через нее гулом. Постепенно из этого гула начинаешь
вытискивать отдельные слова.
Некоторые слова просто отскакивают и не возвращаются никогда, другие
задерживаются, переворачиваются и выворачиваются по нескольку десятков раз,
пока не чувствуешь, что слово стало на место (это чувство, развиваемое
вместе с опытом, и называется талантом). Первым чаще всего выявляется
главное слово – главное слово, характеризующее смысл стиха, или слово,
подлежащее рифмовке. Остальные слова приходят и вставляются в зависимости от
главного. Когда уже основное готово, вдруг выступает ощущение, что ритм
рвется – не хватает какого-то сложка, звучика. Начинаешь снова перекраивать
все слова, и работа доводит до исступления. Как будто сто раз примеряется на
зуб не садящаяся коронка, и наконец, после сотни примерок, ее нажали, и она
села. Сходство для меня усугубляется еще и тем, что когда наконец эта
коронка «села», у меня аж слезы из глаз (буквально) – то боли и от
облегчения.
Откуда приходит этот основной гул-ритм – неизвестно. Для меня это
всякое повторение во мне звука, шума, покачивания или даже вообще повторение
каждого явления, которое я выделяю звуком. Ритм может принести и шум
повторяющегося моря, и прислуга, которая ежеутренне хлопает дверью и,
повторяясь, плетется, шлепая в моем сознании, и даже вращение Земли, которое
у меня, как в магазине наглядных пособий, карикатурно чередуется и
связывается обязательно с посвистыванием раздуваемого ветра.
Старание организовать движение, организовать звуки вокруг себя, находя
ихний характер, ихние особенности, это одна их главных постоянных
поэтических работ – ритмические заготовки. Я не знаю, существует ли ритм вне
меня или только во мне, скорее всего – во мне. Но для его пробуждения должен
быть толчок, - так от неизвестного какого скрипа начинает гудеть в брюхе у
рояля, так, грозя обвалиться, раскачивается мост от одновременного
муравьиного шага.
Ритм – это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить это
нельзя, про него можно сказать только так, как говорится про магнетизм или
электричество. Магнетизм и электричество – это виды энергии. Ритм может быть
один во многих стихах, даже во всей работе поэта, и это не делает работу
однообразной, так как ритм может быть до того сложен и трудно оформляем, что
до него не доберешься и несколькими большими поэмами.
Поэт должен развивать в себе именно это чувство ритма и не заучивать
чужие размерчики; ямб, хорей, даже канонизированный свободный стих – это
ритм, приспособленный для какого-нибудь конкретного случая и именно только
для этого конкретного случая годящийся. Так, например, магнитная энергия,
отпущенная на подкову, будет притягивать стальные перышки, и ни к какому
другому делу ее не приспособишь.
Из размеров я не знаю ни одного. Я просто убежден для себя, что для
героических или величественных передач надо брать длинные размеры с большим
количеством слогов, а для веселых – короткие.
Первое четверостишие определяет весь дельнейший стих. Имея в руках
такое четверостишие, я уже прикидываю, сколько таких нужно по данной теме и
как их распределить для наилучшего эффекта (архитектоника стиха).
Тема большая и сложная, придется потратить на нее таких четверостиший,
шестистиший да двухстиший-кирпичиков штук 20-30.
Наработав приблизительно почти все эти кирпичики, я начинаю их примерять,
ставя то на одно, то на другое место, при-слушиваюсь,
как они звучат, и стараясь представить себе производимое впечатление.
Надо довести до предела выразительность стиха. Одно из больших средств
выразительности – образ. Не основной образ-видение, который возникает в
начале работы как первый туманный еще ответ на социальный заказ. Нет, я
говорю о вспомогательных образах, помогающих вырастать этому главному. Этот
образ – одно из всегдашних средств поэзии, и течения, как например,
имажинизм, делавшие его целью, обрекали себя, по существу, на разработку
только одной из технических сторон поэзии. Способы выделки образа
бесконечны.
Один из примитивных способов делания образа –
это сравнения. Первые мои вещи, например, «Облако в штанах», были целиком
построены на сравнениях – все «как, как и как». Не эта ли примитивность
заставляет поздних ценителей считать «Облако» моим «кульминационным» стихом?
Распространеннейшим способом делания образа
является также метафорозирование, т.е. перенос определений, являющихся до
сего времени принадлежностью только некоторых вещей, и на другие слова,
вещи, явления, понятия.
К технической обработке относится и звуковое
качество поэтической вещи – сочетания слова со словом. Эта «магия слов», это
– «быть может, все в жизни лишь средство для ярко певучих стихов», эта
звуковая сторона кажется также многим самоцелью поэзии, это опять-таки
низведение поэзии до технической работы. Переборщенность созвучий,
аллитераций и т.п. через минуту чтения создает впечатление пресыщенности.
Например, Бальмонт:
Я вольный втер, я
вечно вею,
волную волны... и т.д.
Дозировать аллитерацию надо
до чрезвычайности осторожно и по возможности не выпирающими наружу
повторами. Пример ясной аллитерации в моем есенинском стихе – строка:
Где он, бронзы звон
или гранита грань...
Я прибегаю для аллитерации для обрамления, для еще большей
подчеркнутости важного для меня слова. Можно прибегать к аллитерации для
простой игры словами, для поэтической забавы; старые (для нас старые) поэты
пользовались аллитерацией главным образом для мелодичности, для
музыкальности слова и поэтому применяли часто наиболее для меня ненавистную
аллитерацию – звукоподрожательную. О таких способах аллитерирования я уже
говорил, упоминая о рифме.
Конечно, не обязательно уснащать стих вычурными аллитерациями и сплошь
его небывало зарифмовывать. Помните всегда, что режим экономии в искусстве –
всегдашнее важнейшее правило каждого производства эстетических ценностей.
Поэтому, сделав основную работу, о которой я говорил вначале, многие
эстетические места и вычурности надо сознательно притушевывать для выинрыша
блеска другими местами.
Можно, например, полурифмовать строки, связать не лезущий в ухо глагол с
другим глаголом, чтобы подвести к блестящей громкогромыхающей рифме.
Этим лишний раз подчеркивается относительность всех правил писания
стихов.
К технической работе относится и интонационная сторона поэтической
работы.
Нельзя работать вещь для функционирования в безвоздушном пространстве
или, как это часто бывает с поэзией, в чересчур воздушном.
Надо всегда иметь перед глазами аудиторию, к которой этот стих
обращен. В особенности важно это сейчас, когда главный способ общения с
массой – это эстрада, голос, непосредственная речь.
Надо в зависимости от аудитории брать интонацию убеждающую или
просительную, приказывающую или вопрошающую.
Большинство моих вещей построено на разговорной интонации. Но, несмотря
на обдуманность, и эти интонации не строго-настрого установленная вещь, а
обращения сплошь да рядом меняются мной при чтении, в зависимости от состава
аудитории. Так, например, печатный текст говорит немного безразлично, в
расчете на квалифицированного читателя:
Надо вырвать радость
у грядущих дней.
Иногда в эстрадном чтении я усиливаю эту строку до крика:
Лозунг:
вырви радость у
грядущих дней!
Поэтому не стоит удивляться, если будет кем-нибудь и в напечатанном
виде дано стихотворение с аранжировкой его на несколько различных
настроений, с особыми выражениями на каждый случай.
Сделав стих, предназначенный для печати, надо учесть, как будет
восприниматься напечатанное, именно как напечатанное. Надо принять во
внимание среднесть читателя, надо всяческим образом приблизить читательское
восприятие именно к той форме, которую хотел дать поэтической строке ее
делатель. Наш обычная пунктуация с точками, с запятыми, вопросительными и
восклицательными знаками чересчур бедна и маловыразительна по сравнению с
оттенками эмоция, которые сейчас усложненный человек вкладывает в
поэтическое произведение.
Размер и ритм вещи значительнее пунктуации, и они подчиняют себе
пунктуацию, когда она берется по старому шаблону.
Все-таки все читают стих Алексея Толстого:
Шибанов молчал. Из
пронзенной ноги
Кровь алым струилася током...-
как –
Шибанов молчал
из пронзенной ноги...
Дальше:
Довольно, стыдно мне
Пред гордою полячкой унижаться...-
читается как провинциальный
разговорчик:
Довольно стыдно
мне...
Чтобы читалось так, как думал Пушкин, надо разделить строку так, как
делаю я:
Довольно,
стыдно мне...
При таком деления на
полустрочия ни смысловой, ни ритмической путаницы не будет. Раздел строчек
часто диктуется и необходимостью вбить ритм безошибочно, так как наше
конденсированное экономическое построение стиха часто заставляет выкидывать
промежуточные слова и слоги, и если после этих слогов не сделать остановку,
часто бо’льшую, чем между строками, то ритм оборвется... читайте работу целиком - http://www.stihi-rus.ru/1/Mayakovskiy/200.htm
|