Руслан
Киреев стал финалистом Национальной литературной премии "Большая книга"
с произведением "50 лет в раю" - историей своей жизни, писательской и
человеческой. В беседе с нашим корреспондентом он рассказал, почему
неправильно считать его книгу мемуарами, зачем Гончарову следовало
уничтожить "Обыкновенную историю" и о многом другом.
Российская газета: Руслан Тимофеевич, почему, несмотря на падение интереса к литературе, писательские биографии пользуются таким успехом?
Руслан Киреев: Я думаю, это интерес не столько к литераторам,
сколько к не-беллетристике. Так же интересно читать и о политиках, и о
художниках, и о других людях незаурядной судьбы. Хотя удачное
произведение писателя повышает интерес к его творчеству, как и
экранизации.
РГ: Тем не менее в первом сезоне "Большой книги" победил
жэзээловский "Борис Пастернак" Дмитрия Быкова, во втором - лауреатом
стал "Алексей Толстой" Алексея Варламова, а сейчас вы вошли в шорт-лист
с литературными мемуарами.
Киреев: Это не совсем литературные мемуары. Литература -
составная часть жизни, но не главная. Есть более важные вещи, поэтому я
обозначил жанр произведения как "роман без масок". В своих повестях и
романах я и раньше писал о реальных людях и городах, но под другими
именами и названиями. А здесь "маски" впервые сняты, в том числе и с
автора. Эталоном для меня стали "Былое и думы" Герцена - одна из самых
великих книг, положивших начало невыдуманной литературе, которая
завоевала мир. Так что против определения "мемуары" я горячо протестую,
это "былое и думы". Есть книги, чье название и есть жанр - как "Война и
мир". Хотя критика, благосклонно оценившая "50 лет в раю", упорно
называет их мемуарами.
РГ: Ваши персонажи - прозаики, критики, литературоведы -
получились уж очень положительными: вы их такими воспринимаете или
боялись обидеть?
Киреев: Потенциальных героев было гораздо больше, но о тех,
кто вызывает у меня негативное отношение, я не писал - это неинтересно.
Мне вообще не нравится "разоблачительная" литература, хотя ее много,
особенно сейчас, но пусть это делают другие. Вот Гончаров свел счеты с
Тургеневым в "Обыкновенной истории" - книге о том, как Тургенев украл у
него замысел "Дворянского гнезда". Но лучше бы Иван Александрович ее не
писал или уничтожил: столько там раздражения и злобы.
К тому же мои персонажи далеко не однозначны - икон там нет, идет ли
речь о Валентине Катаеве или Александре Солженицыне. Хотя есть
писатели, ушедшие из жизни, о которых осталась благодарная память, - о
Георгии Семенове, Ирине Полянской...
РГ: Судя по всему, "50 лет в раю" возникли из дневников?
Киреев: Я вел дневники несколько десятилетий, но и в мыслях
не было, что когда-нибудь они станут материалом для такой вещи. Однако
без них "ушли" бы многие подробности - например, с момента последней
встречи с Катаевым прошло 30 лет. Другое дело - последние годы, они еще
живы в памяти.
РГ: Вы больше десяти лет заведуете отделом прозы в журнале
"Новый мир", и через вас проходит огромный поток рукописей, в том числе
и графоманских. "Отравления" не происходит?
Киреев: Я не только работаю в "Новом мире", но и третий
десяток преподаю в Литинституте. От графомании есть противоядие -
Чехов, Лесков... Каждый день перед сном читаю что-нибудь классическое.
Хотя пристрастия меняются. В юности мне очень не нравилось "Красное и
черное" Стендаля, потом стало моей любимой книгой, а недавно попытался
перечесть - и не смог. Или "Дуэль": думаю, это самая слабая чеховская
вещь, хотя раньше она не вызывала такого отторжения, как сейчас. Чтение
- всегда акт двух людей, автора и читателя. Книга и автор не меняются,
а читатель - да. Вот "Дон Кихот" сначала воспринимался как пародия, и
только Гейне первым обнаружил, что это нечто гораздо большее. Хотя
Аксакова перечитываю с прежним удовольствием, и "Пошехонскую старину",
и "Войну и мир" - она в моих ближайших планах.
РГ: Из современной литературы что-нибудь радует?
Киреев: Анатолий Азольский очень хорошо писал до самой
кончины, даже будучи очень больным человеком - его последний рассказ
напечатан за полгода до смерти. Из молодых могу назвать повесть
25-летнего петербуржца Олега Сивуна "Бренд" (выходит в октябрьском
номере "Нового мира"): давно ничего не читал с таким удовольствием.
РГ: Что можете сказать о ваших студентах: сильно изменилась младая писательская поросль со времен вашей юности?
Киреев: Я учился в Литинституте в 1960-е годы. Поменялось
многое - и половой состав (сейчас приходят в основном девчонки), и
возраст (студенты очень помолодели), и отношение к жизни (более
легкое). Но и в мое время, и сейчас главная беда - страх писать о том,
что знаешь именно ты. Молодые стремятся подражать Платонову, Бродскому.
Им кажется, что, если они напишут о своей бабушке или о своем скромном
доме, это не так интересно, как об эльфах, гномах и т. д. Хотя есть
счастливые исключения: несколько лет назад в "Новом мире" напечатали
повесть моего студента Антона Тихолоза "Без отца", в которой автор
описывает смерть отца и которую некоторые критики назвали лучшим
дебютом года. Легче говорить не о сокровенном, а о постороннем, в том
числе и мне. Поэтому "50 лет в раю" писать было очень трудно.
РГ: Слышала, что это ваше последнее произведение. Если это правда, чем вызвано такое решение?
Киреев: Для меня писательство - форма жизни, а сейчас
появилось ощущение, что жизнь исчерпалась, что я уже живу "лишнее"
время и прошел свой путь до конца. Жизнь мне оказалась немножко не по
размеру - слишком длинной. Отсюда и твердое убеждение, что эта книга -
последняя. Она стала естественным продолжением книги о писателях "Семь
великих смертей", а еще раньше была "Сестра моя - смерть". Сходное
ощущение было у Гоголя, Чехова, Тургенева, Флобера... Проживи Чехов еще
лет 10-15, он, скорее всего, уже ничего бы не написал. Блоку на одном
из его последних поэтических вечеров кто-то крикнул "Да вы же
мертвец!", и Блок ответил: "Он прав". Его жизнь была к тому времени
полностью исчерпана. Важно это почувствовать и иметь мужество признать.
|