|
СТИХОГИМНАСТИКА - индивидуальный курс юного поэта:)
| 26.02.2010, 11:48 |
Для гимнастики нам понадобятся: доступ в интернет к любой поисковой
системе (яндекс, рамблер, гугль - по вкусу), а также толковый словарь
русского языка (можно электронный из того же интернета).
1. Пишем не просто так.
Пишем любой стишок, состоящий из двух, повторяю, ДВУХ строк.
Формулируем написанное в прозе (разговорным языком, чтобы сильно людей
не пугать), идём и рассказываем нашу прозу маме/папе/другу/соседу. Если нам отвечают "и чё?" или "тоже мне,
новость", то садимся и переписываем. Если же нам наконец ответили
"правда?" или "откуда ты знаешь?", то оставляем, как есть и переходим к
следующему упражнению. Пример: "осенью листья желтеют" или "еда в
холодильнике" - плохие варианты, т.к. всякий душевно здоровый человек
это знает, зато "вон те пожелтевшие листья похожи на наш сервиз" или "в
магазине кончилась колбаса" вполне подходят, потому что несут в себе
НОВУЮ информацию.
2. Учимся чувствовать размер.
Нет-нет, никаких ноликов и единичек, и толстые книжки читать не надо.
Просто вспоминаем песни и поём. Песен много - на каждый размер хватит.
Ямб? Пожалуйста - "А ну ка песню нам пропой, веселый ветер". Хорей? Нет
проблем - "Слышу голос из прекрасного далёка". И т.д. Находим близкую к
нашему стишку мелодию и поём. Если где-то возникает желание растянуть
гласную, значит слогов не доложили. Если возникает желание спеть
побыстрее, значит слогов переложили. Если же где-то ударение падает не
туда, значит... хм, значит ударение падает не туда. Собственно
упражнение: переделываем стишок, пока он не начнёт петься гладко.
3. Учимся интересно рифмовать.
Для этого нам понадобится словарь - открываем его на произвольной
странице и, закрыв глаза, тыкаем пальцем в первое попавшееся слово.
Придумываем к этому слову пять рифм. Переписываем наши стишки так,
чтобы на концах строк были выбранное слово и пятая найденная рифма (можно написать новый стих, но тогда придётся повторить упражнения 1 и 2).
4. Не забываем про композицию.
Меняем местами первую и вторую строки в нашем стишке. Если смысл не
исказился, то переписываем так, чтобы первая строка могла быть только
первой, а вторая - только второй. При перестановке строк местами смысл
ДОЛЖЕН искажаться. Переписали? Теперь в стишке есть, как минимум,
начало и концовка.
5. Избавляемся от лишних слов.
Нам опять понадобится словарь - придётся попотеть. Открываем толкование
каждого слова (кроме предлогов и союзов) и вписываем его (толкование)
вместо самого слова. Например, вместо "бегу по траве" пишем "двигаюсь
быстро, резко отталкивающимися от земли движениями ног, по зелёному
покрову земли, состоящему из растений", а вместо "стремительно мчусь"
пишем "очень быстро очень быстро бегу". Во втором случае не опечатка, а
те самые лишние слова, которые нужно убрать или заменить - это поможет
стиху стать более ёмким. Переделываем стих, пока не исчезнут одинаковые
понятия в толковании соседних слов. Кстати, помните, что пункты 1-4
никто не отменял - стишки должны содержать новую информацию, легко
петься, рифмоваться не самыми расхожими рифмами и иметь некую
структуру.
6. Учимся чувствовать стиль.
Опять берём словарь. Находим каждое слово (без союзов и предлогов,
ессно) и смотрим, нет ли рядом с ним чего-нибудь в скобках, например,
(разг.) или (книжн). Если есть, то выписываем все и переделываем
стишок, пока все имеющиеся скобки не будут содержать одно и то же
слово.
7. И последнее упражнение - избавляемся от штампов.
Теперь обратимся к поисковой системе. Берем каждую пару слов из нашего
стишка (исключая всё те же предлоги и союзы) и загоняем в поисковик.
Если первые пять найденных ссылок - стихи, то переписываем эту пару. Мучаемся, пока поисковик не сжалится и не перестанет находить всяких Пушкиных-Есениных.
И напоследок, как в любой гимнастике, не нужно надрываться, пытаясь
сразу же одолеть весь комплекс. Если что-то не получается, то подходить
надо постепенно: не придумывается пять рифм - придумать три, потом
получится лучше.
Приведённые пункты, конечно, не рецепт и не панацея (а детский сад), но
помудрив над двумя строчками, Вы скорее всего начнёте со временем
мудрить и над всеми остальными.
В результате на пути Вашего потока вдохновения должен возникнуть
своеобразный фильтр, который не будет пропускать стилистический
разнобой, неадекватные рифмы, банальности и т.д. и т.п. Создание такого
фильтра - дело не одного года, в результате Вы, ВОЗМОЖНО, научитесь
писать.
НО, после этого ещё надо будет научиться
СОЧИНЯТЬ, так как поэт должен не только владеть техникой, но и чем-то
помимо неё. Если Вам нечего сказать, то никакая техника не поможет.
Удачи.
©Шмель
|
Категория: Мои файлы | Добавил: Веселина
|
Просмотров: 847 | Загрузок: 0
| Комментарии: 1
| Рейтинг: 5.0/1 |
|
|
|